Провайдер безлимитного внешнего интернета в Томске

Vneha.ru — финансово успешный проект, стартовал осенью 2009 года. Бизнес с нуля, вложения на начальном этапе составили расходы на покупку сервера и оплату работы дизайнера сайта.

Что такое безлимитный внешний интернет и для чего его провайдить в Томске? Для этого надо знать маленькую особенность города.

Тонет (Томский Интернет) — сегмент Рунета в пределах Томской области. Для сайтов, имеющих отношение к Томску и области можно бесплатно зарегистрировать домен третьего уровня в географических доменах tsk.ru и tom.ru. От других региональных частей Рунета Тонет отличается полным отсутствием платы за внутренний интернет-трафик.

Несмотря на то, что Томск — один из самых интернетизированных городов в России, большая часть трафика остаётся внутри томского сегмента. По причине бесплатности внутреннего и довольно значительной цене внешнего по отношению к Тонету трафика, в нём проявляется тенденция к самоизоляции и закрытости: в целях экономии трафика создаются местные сервисы и зеркала внешних сайтов, благодаря которым многие интернет-пользователи Томска практически никогда не выходят за пределы Тонета во «внешний» Интернет.

Кроме нескольких коммерческих интернет-провайдеров, существуют также сети томских ВУЗов, множество домовых компьютерных сетей, а также интернет-кафе и компьютерные клубы.

Согласно рейтингам, самые популярные сайты Тонета (в частности торрент-трекеры) ежедневно посещают с более чем 20 тысяч IP-адресов внутри Тонета.

Ключевая фраза «довольно значительной цене внешнего по отношению к Тонету трафика». Суть бизнеса проста — покупаем оптом широкий безлимитный канал у вышестоящего провайдера и перепродаем его в розницу пользователям. Пользователь настраивает подключение и имея доступ только к Тонету выходит во внешний интернет через наш сервер. Profit!!! Стадии реализации проекта:

  1. Поиск «правильного» провайдера, который имеет гибкие тарифы для плавного роста и готов сотрудничать с мелкими игроками на рынке.
  2. Покупка сервера на первое время и поиск дата-центра для размещения.
  3. Разработка сайта, настройка сервера и тестирование работоспособности.

Дьявол, как говорится, кроется в деталях:

  1. Даже в полумиллионном городе таких провайдеров можно пересчитать по пальцам одной руки, а «правильных» не бывает в принципе, приходилось выбирать из того что было, был Томтел. На первом этапе по условиям договора нам предоставлялся 100 Мбит/с порт в Тонет и 5 Мбит/с во внешний интернет, также приходилось выдерживать коэффициент деления трафика 1 к 4 (входящий к исходящему). Для этого на сервере безвозмездно размещался Томский аналог Ютуба и генерил большое количество исходящего трафика, т.к. в чистом виде сервис при передаче трафика клиента из Тонета во внешний интернет создавал коэффициент 1 к 1 (сколько отдал, столько и принял). Коэффициент мониторился перед закрытием месяца и при необходимости внешний интернет-канал урезался.
  2. Комплектующие для сервера покупались отдельно и собирались самостоятельно. Получалось дешево и сердито, но для старта было достаточно. В последствии выяснилось, что конфигурация получилась не совсем стабильной и сервер периодически зависал.
  3. С сайтом и настройкой сервера проблем было меньше всего, т.к. к этому времени уже был накоплен большой опыт веб-разработки, а работа системного администратора оплачивалась сдельно.

Спустя пару месяцев упорной работы мы имеем на руках готовый продукт, но на самом деле это ерунда. Продукт, если это не iPhone конечно, в бизнесе дело десятое. Одновременно на рынке наберется не один десяток компаний, которые готовы предложить клиенту одни и теже услуги. Каких-то клиентов бизнес безусловно привлечет, но для выхода на хорошую прибыль и рентабельность сервис должен стать массовым. Наш проект топтался на месте до осени 2010 года, максимальное количество одновременно подключенных соединений с сервером составляло 15-20 штук (для нас это оказалось наиболее удобным способом измерения клиентской базы). Доходы примерно равнялись расходам, параллельно команда решала постоянно возникающие проблемы.

«Внезапно» оказалось, что рынок уже давно поделен между несколькими крупными игроками и парой десятков мелких. На конкурентном рынке выделиться из толпы помогают серьезные рекламные вложения или уникальное предложение клиенту. В нашем случае рекламный бюджет был крайне ограничен и составлял 0 рублей 0 копеек, а уникального в продукте не было ничего, поэтому для раскрутки был разработан небольшой план:

  1. В проект была добавлена партнерская программа для привлечения клиентов с выплатой 20% от платежей рефералов. В то время партнерские программы для Тонета были в новинку и сайты монетизировались в основном за счет размещения рекламных баннеров. Первые партнеры появились довольно быстро и стали размещать ссылку на наш ресурс по всему Тонету.
  2. Цены на внешний интернет были уставлены на 20% меньше среднерыночных. Это позволяло работать без убытков и увеличить конверсию новых пользователей, что давало хорошую прибыль в долгосрочной перспективе за счет роста клиентской базы.

Сочетание двух шагов сразу дало эффект. Партнеры приводили новых клиентов -> клиенты подключались к сервису из-за низких цен -> часть клиентов для еще большей экономии становились партнерами -> новые партнеры приводили новых клиентов. Круг замкнулся, за 3 месяца клиентская баз выросла до 100 одновременно подключенных соединений. Сервер стал страдать от повышенной нагрузки, а пользователи жаловаться на низкую скорость соединения (всем стало тесновато).

Весной 2010 договор с провайдером был перезаключен, мы увеличили пропускную способность внешнего интернет-канала до 20 Мбит/с. Пользователи перестали жаловаться на скорость, но теперь мы не могли выдерживать коэффициент деления трафика 1 к 4. Местный Ютуб, который мы размещали на сервере, генерил около 50 Мбит/с исходящего трафика, т.о. максимально можно было позволить держать внешний интернет-канал 12-13 Мбит/с. Пришла пора переезжать к новому провайдеру.

Имея на руках уже сложившуюся клиентскую базу в 100 одновременных подключений можно было пробовать выбивать себе персональные условия и скидку у провайдеров при заключении договора. Летом 2010 после долгих разговоров и согласований проект переехал в новенький дата-центр компании Синтерра. По условиям договора мы покупали внешний интернет-канал дешевле чем у Томтела, могли не выдерживать так любимый всеми коэффициент деления трафика. 1 Гбит/с порт в Тонет нам обеспечил провайдер Томлайн. С этого момента клиентская база снова начала расти и достигла 300 одновременных подключений на начало 2011 года. Проект сразу вышел в прибыль и стал приносить ежемесячный стабильный доход. Постепенно мелкие провайдеры внешнего интернета стали уходить с рынка не выдержав конкуренции, их клиенты переходили к нам и более крупным игроками.

На начало 2013 года проект 2 раза переезжал на более мощное оборудование и несколько раз перезаключался договор на расширение внешнего интернет-канала. Сейчас сервис занимает 10% рынка.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *