Открытый отбор профессиональных кадров

Агенство стратегических инициатив объявило открытый отбор профессиональных кадров для партнерских проектов. Отбор проходил с 14 по 28 июня в несколько этапов — решение кейса (заочный этап), деловая игра (очный этап в Москве), собеседование с работодателем. Для меня самая интересная вакансия была «Руководитель направления разработки симуляторов» — все таки есть и опыт в моделировании симуляторов и соответствующие скилы в ассортименте, но необходимость прохождения очного этапа в Москве фактически заранее отсеивала всех кандидатов из регионов. Теоретически конечно можно было бы прилететь на отбор, но надо понимать для чего, а организаторы отказались сообщать детали вакансии. Оставалось успешно пройти тестовое задание и после получения приглашения вежливо отказаться.

Тестовое задание
В настоящее время представители органов государственной власти проявляют всё больший интерес к повышению качества обучения и переподготовки государственных служащих. Одной из наиболее эффективных образовательных технологий является имитационное моделирование.
Имитационные игры (бизнес-симуляторы) активно применяются в подготовке управленцев для бизнеса. Настало время внедрить эту практику и в подготовку государственных служащих.
Чтобы разработать симулятор по муниципальному управлению, Вам необходимо проанализировать функциональные обязанности мэра города в России, выделить ключевые функции и задачи, на основе выделенных функций составить описание обучающей игры на тему управления городом и указать навыки и знания, которые можно получить, поучаствовав в такой игре.

Первое что вспоминается — это SimCity, но на самом деле ничего общего с работой мэра в нем нет, если обобщенно то функции мэра сводятся к представлению своего города на муниципальном и федеральном уровне, контроль и управление работой администрации города, формирование бюджета. Все эти функции необходимо описать для реализации в симуляторе и постараться сделать их как можно проще для понимания.

Свой вариант решения выполнен за 3 часа, выкладываю для ознакомления всем желающим, чтобы застолбить за собой пару фишек.

Мэр города является высшим выборным должностным лицом городского самоуправления и в соответствии с Уставом города представляет муниципальное образование во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, в международных и внешнеэкономических отношениях, руководит деятельностью Администрации города.

Описание
Пошаговый интерактивный симулятор, рассчитанный на 12 игровых периодов (12 месяцев, календарный год). В начале года назначается и.о. Мэра города А, вместо предыдущего Мэра, который по состоянию здоровья ушел с занимаемой должности. В конце года назначаются выборы нового мэра, задача Управляющего зарекомендовать себя как эффективного менеджера и расположить к себе население города. Если социально-экономические проблемы города будут успешно решены за отведенное время, то Управляющий получит максимальное количество голосов на выборах и будет избран Мэром. При необходимости число игровых периодов (месяцев) можно установить произвольно.

Город А
Каждый игровой город имеет свои особенности (все показатели представлены в динамике за несколько лет):

  1. Население. Имеет несколько слоев, условно обозначаемые как студенты, рабочие, пенсионеры. Принимаемые решения Управляющего будут по-разному влиять на каждый из слоев населения города, необходимо соблюдать баланс в зависимости от «веса» слоя, т.к. требования пенсионеров и студентов отличаются и во многом противоположны.
    1. Количество, динамика рождаемость/смертность.
    2. Структура — студенты, рабочие, пенсионеры
    3. Занятость, безработица, обеспеченность жильем, преступность.
    4. Тип промышленности. С/х, тяжелая промышленность, легкая промышленность, вредное производство, нефтегазовая промышленность. Влияет на величину и структуру доходов/расходов города. Город с нефтегазовой промышленностью имеет большой денежный приток в бюджет на душу населения, чем город с преобладанием с/х сектора. Соответственно может больше потратить на социальные нужды (что население и ожидает, иначе поддержка Управляющего населением снизится).
    5. Структура доходов/расходов бюджета города, задолженность перед кредиторами.
    6. Городское хозяйство. Степень изношенности жилищного фонда, коммуникаций, дорог.

Оценка результатов игры
Оценка действий Мэра будет проводиться путем ежемесячного опроса населения — Как вы оцениваете работу Ивана Ивановича на посту и.о. Мэра города?

Студенты  (15% населения):

  • Положительно — 40%
  • Отрицательно — 60%

Рабочие  (60% населения):

  • Положительно — 60%
  • Отрицательно — 40%

Пенсионеры  (20% населения):

  • Положительно — 70%
  • Отрицательно — 30%

Итоговый процент поддержки мэра рассчитывается согласно весу каждого из слоев в структуре населения города. Итог = 0,15*0,40+0,60*0,60+0,20*0,70 = 0,56. 56% текущая поддержка населения. В одиночном режиме игры Управляющему достаточно набрать 50% положительных голосов. В режиме мультиплеера выигрывает Управляющий с максимальной поддержкой населения. Расчет поддержки населения включает оценку действий за всю игру, т.о. Управляющий должен быть эффективным не только перед выборами, но и на протяжении всего года.

В мультиплеере между игроками возникает прямая конкуренция за главный ресурс – избирателей. Грамотные действия одного Управляющего могут оттянуть на себя голоса избирателей других Управляющих и наоборот. Также можно найти свою нишу и сосредоточиться на работе с наименее конкурентным слоем населения, на который остальные не будут обращать внимания.

Также Управляющему доступен газетный вестник, сообщающий о ключевых новостях города.

Полномочия Мэра города

  1. Осуществляя функции высшего должностного лица города, Мэр города:
    • представляет город в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, в том числе подписывает договоры между городом и другими муниципальными образованиями в порядке межмуниципального сотрудничества;
    • подписывает Решения городского Совета и обнародует в порядке, определенном настоящим Уставом, правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, иную официальную информацию;
    • вправе требовать созыва внеочередного заседания городского Совета;
    • обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами области.

События

Каждый месяц вместе с результатами прошедшего месяца Управляющему предлагается несколько событий на выбор. Каждое событие дополняется пояснением о возможных позитивных и негативных последствиях, а также стоимость реализации для бюджета города. Реализация цепочки «родственных» событий дает синергетический эффект и дополнительные бонусы:

  • Проведение в сентябре регионального экономического форума – может увеличить эффективность бизнеса и как итог рост налоговых сборов в казну.
  • Строительство стадиона – снизит преступность среди молодежи, увеличит поддержку среди студентов.
  • Строительство дополнительных детских садов – увеличит поддержку среди рабочих.
  • Запуск автобусного сообщения с соседними деревнями – увеличит поддержку среди пенсионеров.
  • Разбить парк на пустыре или построить на этом месте торговый центр – парк увеличит поддержку, торговый центр увеличит налоговые поступления.

Реализовать все события подряд невозможно, т.к. не хватит бюджета города, поэтому необходимо выбирать те, которые соответствуют текущим потребностям города. Попутно можно определить стиль решений Управляющего и психологический тип в зависимости от выбранных решений.

Полномочия Мэра города

  1. Осуществляя функции руководителя Администрации города на принципах единоначалия, Мэр города:
    • представляет на утверждение городского Совета структуру Администрации города, положения о структурных подразделениях Администрации города, наделяемых правами юридического лица;
    • утверждает положения о структурных подразделениях Администрации города, не наделенных правами юридического лица, утверждает штатное расписание Администрации города и ее структурных подразделений;
    • назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей и заместителей Мэра города, определяет их полномочия;
    • назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений Администрации города и их заместителей;
    • при необходимости отменяет акты первых заместителей и заместителей Мэра города, руководителей структурных подразделений Администрации города Омска;
    • представляет Администрацию города во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями, а также в международном сотрудничестве;
    •  подписывает договоры и соглашения, одной из сторон которых выступает Администрация города;
    • формирует коллегиальные, совещательные органы при Мэре города Омска;
    • распоряжается средствами бюджета города, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, является распорядителем бюджетных средств, подписывает финансовые документы в соответствии с действующим законодательством;
    • обеспечивает исполнение Администрацией города возложенных на нее полномочий;
    • осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами.

Кабинет заместителей Мэра
В начале игры Управляющий формирует команду своих заместителей из предложенных симулятором кандидатов:

  • Заместитель Мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.
  • Заместитель Мэра по вопросам социального развития
  • Заместитель Мэра по транспорту и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры
  • Заместитель Мэра по вопросам имущественно-земельных отношений
  • Заместитель Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства
  • Заместитель Мэра по вопросам экономической политики

На каждую из позиций предлагается 3 кандидата (хороший, средний, плохой), каждый из которых имеет свою биографию и характеристику и уровень зарплаты. Суммарно фонд заработной платы всех заместителей должен уложиться в определенный лимит, т.о. можно взять 6 средних, 2 хороших-2 средних-2 плохих, 3 хороших-3 плохих и т.д. в зависимости от ситуации в городе и задач Управляющего. Характеристика каждого из кандидатов:

  • Эффективность решений — чем выше показатель, тем больше отдача от трат городского бюджета. Хороший заместитель найдет, где сэкономить бюджетные деньги, плохой будет расходовать больше, чем нужно.
  • Коррупционный риск – чем выше, тем чаще выделенные деньги будут утекать в неизвестном направлении.
  • Популярность у населения – даст бонус к поддержке Управляющего населением.
  • Индивидуальные черты – антикризисный менеджер, управляющий.

Кабинет заместителей можно менять раз в 4 месяца. Например, обозначив критические секторы в развитии города, Управляющий перераспределяет ресурсы на выравнивание ситуации, берет лучших заместителей на это направление, а когда кризис пройден, меняет состав кабинета для дальнейшей стабилизации ситуации в городе. Перед выборами формирует кабинет из заместителей с наиболее лояльными избирателями. Для мультиплеера найм заместителей можно сделать конкурентным, т.о. выбранный заместитель будет нанят тем Управляющим, кто предложит наибольшую зарплату, остальным останется довольствоваться следующим по рейтингу и т.д.

Бюджет города
Доходная часть бюджета является неизменной и заложена в сценарии игры в зависимости от типа города. Управляющий в начале года получает в свое распоряжение бюджет города в виде финансового отчета и решает, как распределить его по расходным статьям на текущий год. Управляющий может косвенно повлиять на дополнительные доходы в течение года через События или кабинет заместителей. Структуру расходов можно менять каждый месяц.

Структура доходов бюджета:

  • Налоговые доходы (единый налог на вмененный, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог, госпошлина).
  • Неналоговые доходы (арендная плата за землю, аренда имущества, прибыли предприятий, плата за негативное воздействие на окружающую среду, доходы от продажи земли, штрафы).

Структура расходов бюджета:

  • Оплата труда с начислениями
  • Бюджетная сфера
  • Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Текущий и капитальный ремонты
  • Приобретение основных средств
  • Пособия и социальные выплаты
  • Непредвиденные расходы (игровые события)

Каждая из статей расходов имеет своего куратора (заместитель Мэра) и минимально рекомендуемый % затрат от бюджета города. Например, Жилищно-коммунальное хозяйство имеет рекомендуемый % затрат равный 20, значит в конце года на эту статью должно быть затрачено не менее 20% от бюджета города, иначе уровень поддержки Управляющего в лице избирателей снизится. Эффективный заместитель помогает уменьшить рекомендуемый процент благодаря умению грамотно экономить. В зависимости от затрат на каждую из статей изменяется социально-экономическая обстановка в городе и состояние городского хозяйства. Например, увеличения затрат на текущий ремонт позволит уменьшить число аварийных домов.

Пример игры
1 месяц
Управляющий получаем сценарий с крайне запущенной дорожно-транспортной ситуацией в городе. Жители жалуются на плохие дороги, пробки. Управляющий набирают кабинет заместителей с упором на максимальную эффективность работы заместителя Мэра по транспорту и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры и заместителя Мэра по вопросам градостроительной политики и строительства. Перераспределяет бюджет города на расходные статьи, относящие к решению этих проблем. Использует предложенные игровые события для скорейшего решения вопроса с дорогами (привлечение дополнительных подрядчиков, введение контроля за строительными и ремонтными работами).

2-3 месяц
Динамика состояния жилищного фонда начинается изменяться в лучшую сторону. Вопрос состояния дорог также становится менее острым, это видно из отчета и можно прочитать в деловом вестнике.

4 месяц
Дороги залатали и расходы на них становятся избыточными. Управляющий снижает расходы на ремонт дорог города и меняет заместителя Мэра по транспорту и развитию дорожно-транспортной инфраструктуры на менее эффективного и более дешевого (лимит бюджета на кабинет заместителей), но взамен берет более эффективного и дорогого заместителя Мэра по вопросам социального развития. Приступает к реализации социально значимых проектов для увеличения поддержки жителей перед выборами.
И т.д.

Симулятор позволит понять, как влияют те или иные решения Управляющего на поддержку жителей и социально-экономическую ситуацию в городе, как действовать при решении острых проблем в условиях жесткого ограничения ресурсов.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *